Главная » Статьи » Традиции » Гремитских Александр

А. Гремитских. Антикварная и советская живопись

Александр Гремитских


АНТИКВАРНАЯ И СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ

                         (на примере  творчества выдающегося художника В.Гремитских)



В последнее время перед покупателем русской живописи все в большей степени встает проблема: как вложить деньги в достойные вещи, чтобы не потерять потом в стоимости?

На отечественном антикварном рынке полноценных работ русских художников все меньше, а откровенных подделок, как это продемонстрировал последний антикварный салон, все больше. При этом, качество атрибуции старинной живописи у нас в России зачастую, к сожалению, оставляет желать лучшего.


Можно обратиться к работам современных модернистов. Однако чем это чревато показала распродажа прошлым летом на серии аукционов в «Гелосе» коллекции Инкомбанка, когда большая часть картин, купленная в свое время на Арт-Мифе за тысячи, а то и за десятки тысяч долларов, с трудом уходила за 30-40 долларов.


Причина этого грандиозного провала в том, что банкиры, не имея своего мнения, доверились чужому, не вникая при этом в вопросы ценообразования и прочие "несущественные" детали, такие, как например, мастерство художника, эстетика его работ, где, как, когда и у кого он учился, и учился ли вообще живописи.


А ведь все великие художники когда-то учились у не менее известных художников-педагогов, а затем сами учили других, создавая тем самым национальную художественную школу, передавая из поколения в поколение мастерство, без которого просто хорошего художника не бывает.


Следует также обратить внимание и на тот факт, что в любой стране, при прочих равных условиях, более всего ценится  именно своя национальная художественная школа. Кстати, эта тенденция в последнее время проявляется и на российском антикварном рынке.

Здесь можно отметить еще одну интересную тенденцию, примером которой может служить экспозиция галереи "Ратмир" все на том же антикварном салоне. Оказавшись перед выбором демонстрировать откровенно слабые работы ХIХ - начала XX века, либо первоклассную живопись более позднего времени, галерейщики предпочли дополнить свою экспозицию работами советских художников. При этом они очевидно руководствовались следующими критериями:

во-первых, советская живопись не требует атрибуции, поскольку подделок еще не появилось, а провенанс легко проследить. Живы прямые наследники художников на глазах которых зачастую создавались те или иные произведения. Чаще всего  наследники и являются источниками поступления на рынок живописи этого периода.

Во-вторых, появляется возможность представить действительно качественную, красивую живопись, которую не стыдно повесить в любом интерьере, или преподнести в качестве подарка. Вспомним, что на последнем саммите в Киеве В.В. Путин подарил Э.А. Шеварнадзе не антиквариат, а картину вполне современного художника.

В-третьих, сейчас мы постепенно стали осознавать, что на протяжении XX века в СССР были не только злодеяния, но и своя великая культура, наука, искусство, признанные во всем мире. Но именно произведения изобразительного искусства у себя на родине оказались сильно недооцененными. Иностранные же дилеры, еще в конце 80-х, начале 90-х гг., как только появилась такая возможность, в массовом порядке скупали и вывозили из России живопись именно реалистического и импрессионистического направления советского периода, прекрасно понимая выгодность подобных вложений. Причем сколотили себе на этом неплохие состояния.


Отсюда вывод - с укреплением в массовом сознании людей патриотизма, гордости за свою страну, за ее достижения во всех областях, что неизбежно следует за псевдодемократическим самобичеванием и самооплевыванием, возрастает интерес и к собственному изобразительному искусству в том числе.


Как следствие, в ближайшие 4-5 лет экспертами прогнозируется повышение цен на советскую живопись в 3-4 раза.


Кроме того, советская живопись является прямой продолжательницей русской реалистической школы ХIX - начала XX века.


В качестве примера можно привести творчество одного из художников, представленных галереей "Ратмир" на последнем антикварном салоне.         


            Владимир Гремитских. Золотая осень. 50-70 годы 20 века



Жизнь Владимира Георгиевича Гремитских (1916-1991гг.) охватывает целую историческую эпоху. Он родился в Новониколаевске (Новосибирск) в семье купца, за две недели до убийства в Петрограде Григория Распутина, и умер в Москве, за две недели до ГКЧП, уже маститым художником, известным далеко за пределами нашей страны.

Его детство прошло в Самаре, куда семья переехала после Гражданской войны. Москву мальчик впервые увидел где-то в конце НЭПа, когда его мать, не выдержав домостроевских порядков в доме, сбежала от мужа вместе с двумя сыновьями.

Жили впроголодь, и Володя вместе со старшим братом, чтобы как-то помочь матери, чистил ботинки прохожим на Пушкинской площади, а в свободное время любил рисовать чем попало и на чем попало. "Была у меня такая природная, не знаю уж откуда взявшаяся, тяга к этому делу," - впоследствии вспоминал он.

Солнечным майским днем 1932 года Володя отправился поступать в ФЗУ, чтобы учиться на токаря. На заборе висело объявление о приеме в Московский изотехникум памяти 1905 года. Ни минуты не раздумывая, юноша повернул в другую сторону.


Розы. Вечерний натюрморт.

                                   Владимир Гремитских. Розы. Вечерний натюрморт. 50х70. 1974



В изотехникуме В. Гремитских некоторое время учился у известного художника Константина Клавдиановича Зефирова (1879-1960гг.), выпускника знаменитой Академии Калоши в Мюнхене, основателя художественного объединения "Четыре искусства", а закончил это учебное заведение по мастерской еще одного выдающегося художника-педагога Михаила Соколова.

В I936 году, по окончании изотехникума, В. Гремитских был зачислен в только что преобразованный из ВХУТЕИНа Московский Художественный институт, где учился у П. Покаржевского и Сергея Герасимова. Эти педагоги, а также преподававшие в МХИ Александр Герасимов и В.Э. Грабарь, особо отмечали молодого художника, как наиболее талантливого на своем курсе.

Эти преподаватели, приложившие немалые усилия для сохранения русской художественной школы, в свое время учились знаменитых мастеров.

Так, пользующийся ныне незаслуженно малой известностью, Петр Дмитриевич Покаржевский (1889-1968гг.), в 1917г. закончил Петроградскую Академию художеств, где его профессорами были Я. Ционглинский, Г. Залеман и Н. Самокиш, считавшийся в то время лучшим русским художником-баталистом.

П.Д. Покаржевский окончил Академию с правом на заграничную командировку, которое давалось только самым лучшим выпускникам. Но из-за революции вместо Рима пришлось поехать в Тулу, где художник в 1917-22 гг., в разгар Гражданской войны, принимал участие в создании художественного техникума, в котором сам преподавал, и художественного музея, где он собрал замечательную коллекцию современной русской живописи.

В 1922 году художник переехал в Москву, где вступил в Ассоциацию художников революционной России ( АХРР ), прямую продолжательницу дела передвижников. С I938 года и до последнего дня жизни Петр Дмитриевич преподавал в МХИ.

Кто сейчас помнит, что его картины находятся в Третьяковской галерее, в Русском музее, в Вологодской картинной галерее, в Нижегородском, Тульском, других художественных музеях? Разве что хранители запасников.


На этюдах в Тарусе

                                Владимир Гремитских. На этюдах в Тарусе. Картон, масло, 40х50. 1962


В московском Училище живописи, ваяния и зодчества пейзажный класс Константина Коровина посещали такие разные художники, как Сергей Герасимов, Мартирос Сарьян и Александр Герасимов.

В то время педагоги не препятствовали самостоятельному творческому развитию учеников. Учитель лишь показывал им определенные художественные приемы, ставил постановки, иногда поправлял их работы, но ни в коем случае не давил своим авторитетом, а вел себя больше как старший товарищ. Впоследствии эти традиции Сергей и Александр Герасимов сохранили и в МХИ.

Поэтому не удивительно, что в 1930-е годы в искусстве московской школы ценилась стихия цвета, эмоциональность живописной пластики, искренность и непосредственность чувств художника.



Рабочий на стройке Куйбышевской ГЭС

                         Владимир Гремитских. Рабочий на стройке Куйбышевской ГЭС. Картон, масло, 100х79. 1952




Все это ярко проявилось в творчестве В.Г. Гремитских. Виртуозно владея кистью, он прямо на холсте, без всякой предварительной прорисовки, щедрыми мазками лепил лицо человека, подобно тому как это делает скульптор. В результате получался вполне академический портрет. Это вызывало искреннее восхищение А.И. Лактионова: "Как это у тебя, Володя, так живо получается? Я вот не могу." "Так ты, Саша, сначала холст на клеточки разграфишь, потом карандашиком прорисуешь, а уж после раскрашиваешь. А я сразу кистью форму беру. Вот, смотри."

При слове соцреалист он буквально зверел: "Я, значит, социалистический реалист, Веласкес - позднефеодальный, а Рембрандт - раннекапиталистический? Чушь все это! Глупость! Ярлык! По заказам, говоришь, пишем? А Веласкес-то, небось, шел себе с этюдничком. Глядь - папа римский сидит. Дай думает, напишу его, уж больно натура хорошая. А я уж так, без его дукатов обойдусь, тут мне и свобода творчества будет."


Кстати, заказов у него было много. Ему позировали Л.И. Брежнев, Ю.В. Андропов, маршал С.Ф. Ахромеев, Чингиз Айтматов.

Однако это не мешало художнику еще в 50-е года стать активным членом известной группы 12-ти, объединившей в своих рядах московских художников-импрессионистов.


В импрессионистической манере он работал много и охотно. Тут его привлекала возможность передать светотень, воздух, буйство красок. "Художник должен уметь работать в любой манере, и выбирать ту, которая в данный момент больше всего подходит для решения той или иной художественной задачи," - любил повторять он.

Видимо эта способность работать в любой манере вкупе с незаурядным талантом, легкой узнаваемостью его работ, ярко выраженной принадлежностью к московской художественной школе, и явилась причиной того, что еще при жизни картины В.Г. Гремитских разошлись по всем без исключения цивилизованным странам мира.


Когда в декабре 1994 года в Москву впервые приехал тогдашний вице-президент США А. Гор, его апартаменты были оформлены 10 работами В.Г. Гремитских и 4 работами Александры Феликсовны Токаревой - талантливой представительницы ленинградской художественной школы, ученицы Б.М. Орешникова.


В СССР, хотя чинов и званий ни В.Г. Гремитских, ни А.Ф. Токарева не имели, их творчество было оценено по достоинству. Они являлись непременными участниками всех крупных выставок. Их работы находятся во многих музеях, таких как Третьяковская галерея, Самарский художественный музей, Вологодская картинная галерея (Гремитских); Музей Академии изящных искусств в Петербурге, Музей современного искусства в Кемерово, Таганрогский и Белгородский художественные музеи (Токарева), во многих других музеях бывшего СССР.



Весенний пейзаж

         Владимир Гремитских. Весенний пейзаж. Холст на картоне,  масло, 50х62, 1970


В советское время была такая Художественная лотерея, когда купив билет за 1 рубль, можно было реально выиграть какое-либо произведение искусства. В семье В.Г. Гремитских до сих пор хранятся письма со всех концов 1/6 части суши, где люди благодарят художника за доставленную радость: "Вы даже не представляете себе, как Ваш натюрморт украшает квартиру. Насколько уютнее, теплее и радостнее стало в доме."


Цветы в синей вазе

                                         Владимир Гремитских. Цветы в синей вазе. 40х50. 1988




Это, наверное, самая лучшая память любому художнику.



"ХУДОЖНИК месяца - Владимир Гремитских"




Категория: Гремитских Александр | Добавил: museyra (15.10.2014)
Просмотров: 1086 | Теги: Гремитских Александр, традиции | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: