Главная » Статьи » Традиции » Саидов Голиб

Г.Саидов. Голландский дневник-1
Голиб Саидов


   

 ГОЛЛАНДСКИЙ ДНЕВНИК - 1




Если честно - я не знаю, с чего начать? Но, как я понял по установившейся традиции, если долго собираться с мыслями, то рискуешь потерять всё, что собирался сказать по так называемым "горячим следам", пока впечатления свежи, а желание поделиться со всем увиденным преобладает над творческой составляющей. А потому, не мудрствуя лукаво, отдаюсь во власть Всевышнего, который - надеюсь - Сам всё расставит по своим местам.

"Неужели этот час наступил?!" - я не верил тому, что наконец свободен и что отпуск - это не мираж, а реальная действительность. А потому, нетрудно понять состояние путешественника, который загодя - чуть ли не с полгода - готовился к своей очередной заветной мечте. И всё-же, я пока в Санкт-Петербурге, и всё может произойти. Тьфу-тьфу-тьфу: помоги мне, Господи!

Прямой рейс "Санкт-Петербург - Амстердам" - это для обеспеченных: нам - простым смертным - подавай что-нибудь подешевле. А поэтому я выбрал с пересадками: туда - через Ригу, а обратно - через Таллин. И за всё это заплатил... 11 тысяч российских тугриков, что в пересчёте на проклятые  американские (тьфу!) доллары (тьфу-тьфу!) составило чуть более 200 $ (по состоянию на май-июнь 2015 г).
В аэропорт "Пулково" я прибыл аж за 3 часа до отлёта, верный своему правилу "лучше ПЕРЕбздеть чем - ПРО..." Первое волнение меня охватило когда за полтора часа до отлёта всё ещё не была объявлена регистрация на наш рейс: "Шеф, всё пропало!" - невольно всплыла картинка их х/ф "Бриллиантовая рука". Но - слава Всевышнему - вскоре все волнения улеглись.





Не скрою: я себя причисляю к категории обычных российских обывателей, которые в силу советского воспитания и известных экономических причин (а они, как известно, по непреложному историческому закону имеют тенденцию всё время только ухудшаться) предпочитают экономить на всём. Как любит повторять моя супруга: "Скупой платит дважды, ты же умудряешься платить... трижды!". Короче: то, что билеты достались дёшево, это означает одно - "выгода" обязательно должна всплыть и показать себя. Ну должна ведь где-то сидеть подлянка?! И она не заставила себя ждать.

Во-первых, когда я увидел, наш самолёт (DHC8-400) - маленький, с двумя игрушечными пропеллерами - то мне почему-то расхотелось лететь в Голландию: наш убийца-ТУ, по сравнению с ним, выглядел намного предпочтительней. И - тем не менее - деваться было уже некуда: деньги ведь, уже всё равно  "уплочены"!

Во-вторых, питание (или хотя бы напитки) я ждал напрасно: тут я в очередной раз вспомнил непревзойдённого М.Зощенко - "Не в театре!" - мол, обойдёшься. И в самом деле, какая может быть еда, когда лететь - "с гулькин хрен"?! И всё же, было обидно. Потому как, всё предлагалось исключительно за евро. Даже обыкновенная вода! Мне, привыкшему к советскому сервису, это было чуждо. Но - терпимо.
Чего не скажешь об обслуживающем персонале. Все стюардессы авиакомпании "Аir Baltic" просто очаровательны и сексапильны. Или это может, только мне повезло? Ну, посудите сами...
Мне почему-то приглянулась та, что слева.





Все люди, садящиеся в самолёт, делятся на верующих и атеистов. По всей вероятности, я принадлежу к третьей категории, ибо за всё время полёта не только прочитал "Отче наш" и многочисленные суры из Корана, но и вспомнил некоторые мантры буддистов и молитвы богобоязненных цадиков. И знаете - помогло!
В общем, с высоты птичьего полёта попрощался с Санкт-Петербургом и...





... через час с небольшим - поприветствовал латвийскую столицу.





Первое, что я сделал по прилёту - купил рижского пива (2,5 евро) и был страшно обрадован тому факту (как впрочем и потом. везде в Европе), что в аэропорту имеется специальная комната для курящих (в Пулково это начисто отсутствовало).

В последний раз, мне довелось побывать в Риге 33 года тому назад. То есть, когда Латвия находилась ещё под Советами. Естественно, за прошедший период изменилось многое. Тем не менее, с русским языком там всё в порядке: в том плане, что почти все, с кем мне довелось пообщаться, вполне вежливо отвечали мне по-русски, и - во всяком случае - я не заметил какой-либо особой неприязни. Хотя два момента, всё-же, не ускользнули от моего зоркого ока. Первый связан с обменником, где я вдруг решил обменять часть российских рублей на европейскую валюту. И был откровенно шокирован курсом  российского рубля (100 руб. за 1 евро, в то время как в Питере, на тот момент, соотношение было 70 к 1 соответственно).





И второй момент, который можно обозвать как "кроксворд-регбус" - казалось бы обычная реклама. Но, обратите внимание - где расположен российский флаг. Меня утешило лишь одно - хорошо, что он всё-же отображён на этом рекламном щите. А ведь это кое о чём говорит... Не?





Пробыв на латвийской земле всего 4 часа, я вновь взмыл в небо на "ковре-самолёте" марки "Boeing 737-300. Про самолёт ничего не скажу: хорошая машина. А вот про сервис... в общем, тут тоже был полный облом: два с лишним часа и - ни одного стакана бесплатной воды. Нет: я конечно же мог всего за 10 евро свободно проглотить какой-нибудь бутерброд с кофе (или чаем) впридачу, однако мгновенно переконвертировав в уме сумму в наши кровные, понял, что не настолько проголодался. И вообще: заграница (как и искусство) требует жертв!





Всего каких-то два часа и вот - подо мною извивается серебристой змейкой река Амстел, по бокам которой можно разглядеть маленькие аккуратные домики, яркие сочные нидерландские луга и очертания береговой линии Северного моря.

Ну, здравствуй Голландия!

Хотя, если грамотно, то - Королевство Нидерланды. Пока мы спускаемся, я успею выложить короткую информацию об этой стране.
(Мини-винегрет, надёрганный из различных источников)

Дословный перевод слова Нидерланды звучит как низменная земля. В эпоху Средневековья Нидерланды вошли в состав земель Германской империи или, как её называли в те времена, Священной Римской империи.
В 1477 году в результате брака Марии Бургундской территории Нидерландов стали владениями Габсбургов.
В 1556 году в результате династического раздела Священной Римской империи территория Нидерландов оказалась под властью Испании. Попытка введения испанских порядков натолкнулась на сопротивление местного населения. Развернулась антииспанская борьба под флагом кальвинизма. Особую роль в этой борьбе сыграл Вильгельм (Виллем) I Оранский, по прозвищу Молчаливый -  принц Оранский, граф Нассауский, первый независимый штатгальтер (статхаудер) Голландии и Зеландии, один из лидеров Нидерландской буржуазной революции. 26 июля 1581 года была провозглашена независимость страны, которая была официально признана другими странами после Восьмидесятилетней войны (1568—1648 годов). В этот период Нидерланды заменили Фландрию в качестве основного торгового центра Северной Европы. Нидерландцы торговали специями в Индии и Индонезии и основали колонии в Бразилии, Северной Америке, Южной Африке и Карибском регионе. В 1602 году была создана Объединённая Ост-Индская компания – первое в истории акционерное общество, которое получило мировое значение. Основная задача этого общества – это колонизация земель стран Азии и Африки. 20 лет спустя была основана ещё одна подобная Вест-Индская компания, которая была направлена на колонизацию Америки. Новая нация переживала экономический и культурный расцвет.
Конгресс в Вене 1813 года провозгласил Нидерланды королевством, в состав которого входили ещё и Бельгия, Люксембург. Отделение Бельгии произошло в 1830 году. А вот Люксембург входил в состав королевства до 1890 года, так как король Нидерландов был ещё и герцогом Люксембургским. Со смертью короля Виллема III, его дочь Вильгельмина не смогла унаследовать люксембургский престол, потому что люксембургским законом это позволялось только мужчинам.
Нидерланды входят в Королевство Нидерландов (нидерл. Koninkrijk der Nederlanden). Отношения между членами королевства регулируются Хартией Королевства Нидерландов, принятой в 1954 году.
Государственный флаг — трёхцветный (красный, белый, синий по горизонтали). Герб — увенчанный золотой короной щит голубого цвета, который поддерживают с боков два геральдических льва. На щите — вздыбленный коронованный лев с мечом в лапе; под щитом — королевский девиз: Je maintiendrai («Я выстою»). Гимн — «Вилхелмус» («Песнь о Вильгельме»). Национальный праздник — 27 апреля (День Короля).
Официальной столицей государства, согласно конституции Нидерландов, является Амстердам, где монарх приносит присягу на верность Конституции. Однако фактической столицей является Гаага, где расположены королевская резиденция, парламент и правительство, а также большинство посольств иностранных государств. Другие важные города: Роттердам — самый большой порт страны и один из крупнейших портов мира, Утрехт — центр железнодорожной системы страны и Эйндховен — центр электроники и высоких технологий.
Нидерланды часто называют «Голландией», что официально неверно. Южная и Северная Голландия — это лишь 2 из 12 провинций Нидерландов. Исторически это были две самые развитые провинции и самые известные за пределами Нидерландов, поэтому на многих языках Голландией часто называли всю страну. В русском языке широкое распространение это название получило после визита Петра I и его свиты в Нидерланды. Интересы высоких гостей по понятным причинам касались только самой технически развитой части страны — Голландии, только её они и посетили; рассказывая дома о визите, сплошь и рядом его цель называли именно так, не упоминая названия государства в целом.





Наконец, мы почувствовали, как шасси самолёта коснулись земли и наш лайнер, включив реверс, с ревом пронёсся ещё с километр по бетонной дорожке. Аэропорт Схипхол (Schiphol) - это одна из крупнейших  авиагаваней нашей планеты, которая  располагает пятью стандартными взлетными полосами и одной – для малой авиации. Он расположен приблизительно в 18 км от Амстердама. Пропускная способность аэровокзала - более 50 млн. человек в год.





Странно, но я без посторонней помощи спокойно добрался до "зала прибытия" ("Arrival hall"). А растеряться было от чего: эти бесконечные галереи с многочисленными бегущими лентами и нескончаемым потоком пассажиров. Благо, указатели практически на каждом шагу и запутаться невозможно. Однако более всего удивило то, что меня никто не остановил: ни служащие, ни таможня, ни полицейские. Кстати, последние вообще не попались мне на глаза. Ни один!
"И как они тут живут? - искренне посочувствовал я им. - Без границы, без полиции... Заходи, кто хочет, бери, что хочешь..."

То ли дело у нас: с 17-го года, граница на надежном замке, не то, чтобы какой-нибудь шпион - мышь не проскочит! Поскольку, бдительный Никита Карацупа со своей овчаркой по кличке Ингус и по сей день, зорко стоят на страже рубежей нашей могучей Отчизны.

Ну, как тут не вспомнить моего любимого Александра Галича:

"Скажешь - дремлет Пентагон?
Нет, не дремлет!"
Мать его!









В зале прибытия огляделся по сторонам: ни пионеров, ни цветов... Голову нещадно сверлила одна-единственная мысль: "Покурить!!!"

Не прошло и пяти минут, как показалась моя кузина, с которой в последний раз мы виделись, наверное, лет тридцать тому назад. Удивительно, но мы сразу узнали друг друга, так как почти совсем не изменились. Естественно, крепкие объятия, поцелуи, традиционные расспросы, принятые на Востоке... Супруг её ждал нас в своей машине, так как со стоянками в аэропорту не так всё просто. Однако, ещё через каких-то пять минут, мы уже мчались по идеально гладкой голландской трассе в сторону Роттердама - туда, где проживают мои родственники.





Почти 80 км мы преодолели в течении получаса. Во всяком случае, так мне показалось.





Во время Великой Отечественной войны, Роттердам настолько пострадал от бомбежек, что был практически стёрт с лица земли. И тем не менее, я был откровенно изумлён, когда моему взору предстали "островки" былой архитектуры. Не скрою: это было одно из первых чудес. Несмотря на то, что мне уже доводилось ранее бывать заграницей (в частности, в Германии, Франции...) и я имел определенную информацию о Голландии, и всё-же, реальность превзошла все мои ожидания. И было отчего, обрадоваться этому факту! Ведь, как порой бывает: готовишься к поездке, тщательно изучаешь информацию о стране, о людях, о достопримечательностях... Одним словом, предвкушаешь встречу с нечто сказочным и необыкновенным, которое нарисовалось в твоем воображении. И вдруг... когда сталкиваешься лицом к лицу с тем, от чего ты готов был прийти в восторг и неописуемую радость, неожиданно выясняется, что всё это было лишь плодом твоего воображения. Подобные метаморфозы - согласитесь - очень расстраивают и сводят на нет все последующие картинки ибо ты уже "получил дубинкой по башке". Мне было приятно, что (как и в случае с Германией - Висбаден) подобного со мною не произошло. Тут, конечно-же, вероятно следует упомянуть ещё об одном важном факторе, сыгравшем (в обоих случаях) положительную роль, а именно: как говорит мой минский друг, "главное - это в любой точке мира свить гнёздышко, где бы тебя приняли с распростёртыми объятиями, и где бы ты себя мог чувствовать комфортно - со всеми благами и прелестями, доступными в радиусе 1000 метров, с центром в твоей кроватке". Я понял, что ЭТО работает! Главный секрет - искренность, доброжелательность и любовь к людям. В общем, как в известном еврейском анекдоте: "Братцы, не жалейте сахара!". Только, я бы добавил: "...который исходит от души". Словом, как вы уже вероятно догадались, мне и тут повезло, поскольку, я встретил не только родственников, но - что ещё гораздо важнее - единомышленников и друзей. А это, согласитесь, многого стоит, а? Как гласит мудрая поговорка: "Не так сближает родство по крови, как родство по духу". В самую точку!





И - как бы в подтверждение моих слов - при очередном повороте, неожиданно, во всей своей красе, нашему взору предстаёт знаменитый роттердамский мост-Эразмуса - чудо современной архитектуры!






Рука инстинктивно потянулась к фотоаппарату, хотя в мозгу крепко засели слова моей дочери: "Папочка, только ради бога, не увлекайтесь фотофиксированием, ибо за этим Вы упустите главное, ради чего всё планировалось. Получайте искреннее  удовольствие и наслаждение от естественного созерцания и тех чувств, что возникают спонтанно, когда увиденное западает в самую душу, вызывая самые непредсказуемые, а потому и непередаваемые ощущения, с которыми и будут потом, на всю оставшуюся жизнь ассоциироваться Ваши впечатления! Желание же, запечатлеть увиденное на плёнку, только отвлекает Вас от самого ценного!"
О, как она, оказывается, права! Хотя, с другой стороны, во мне - вероятно - всё-же сидит "репортёр-пейсатель", стремящийся непременно поделиться со своим читателем. Этот... как его... "дядя-Гиляй", которого я кстати очень чту и уважаю. Вот видите - уже и примазался к его славе!




Кому интересны подробности про "мост-Лебедь", то всю необходимую инфу легко отыскать в интернете, в "Википедии" (которую, кстати, тоже собираются закрыть наши мудрые чиновники). Я лишь озвучу главное:  длина моста 800, а высота пилона  140 метров. А кроме того, как вскоре выяснится, мои родственички, оказывается, живут всего в каких-то 500 метрах от этого моста. И снова: повезло-то как, а?



Продолжение следует...



Copyright PostKlau © 2016

Категория: Саидов Голиб | Добавил: museyra (28.08.2016)
Просмотров: 173 | Теги: традиции, Саидов Голиб | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: