Главная » Статьи » Визуальное искусство » Несмеянова Ольга

О.Несмеянова. Беседа с художником о реализме

О.Несмеянова

Главный редактор журнала          


 Беседа  с художником  о реализме

    (по поводу прошедших выставок современного реалистического искусства)



10 октября в Государственном Центральном Музее современной истории России, с одной стороны  при ограничении просмотра детям до 16 лет,  с другой стороны при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, а также при участии Центра современного искусства М'АРС, открылась выставка работ современных художников в технике от классической живописи до видеоарта и произведения 1920-30 гг. из собрания музея.  С многообещающим названием 

 Россия. Реализм. XXI век

 Куратор проекта - известный арт-критик и искусствовед Арсений Штейнер, координатор проекта - Анастасия Заборовская.

Участники выставки художники:

С.Агроскин, А. Беляев-Гинтовт, М. Блинов, А. Величко, И. Гапонов, А. Дашевский, А. Дьяков, А. Заборовская, Е. Ковылина, В. Колесников, С. Липгарт, А. Морозов, К. Новиков, И. Пестов, Т. Подмаркова, А. Помулев, Д. Пушкарёв, М. Розанов, Л. Ротарь, В. Сайков, Е. Самородова и С. Сонин, Синий Суп, А. Чижов, А. Чумак, Д. Шевчук, Э. Яшин, Doping-Pong.

 

В силу географических причин нахождения в другом месте я выставку не посещала, но читала многочисленные статьи и видела  фото картин  выставки. Думаю, как у меня, так и у многих вызывающих почему-то глухое раздражение. Почему это так, возможно, станет понятно из разговора с одним из участников выставки художником из Санкт-Петербурга Игорем Пестовым



 

Ольга Несмеянова Статьи никакие и выставка прошла мимо реализма. Так мне показалось из обзоров. Игорь! Выскажите свое мнение о ней, а я опубликую в журнале. Без гонорара только

Игорь Пестов реализм на выставке был, но не все разновидности)) И потом, что такое реализм? Кто ответит на этот вопрос? разве Бэкон не реалист? Или Банкси? А Уорхол? Причем, одна выставка "Русский реализм. 21 век" проходила в Музее современной истории в Москве (концепт соединения живописи первой пятилетки и современных художников), вторая в Русском музее  в Санкт-Петербурге "Россия. Реализм. 21 век" (срез заметных направлений поисков в реалистическом.)

  В Москве выставка задумывалась как "Магический реализм", потом в последний момент переименовали". А в Русском музее выставка готовилась давно, год и там задача другая.

Ольга Несмеянова Понятно...магический реализм - есть такое отдельное специальное направление салонного толка

 Для того, чтобы ответить что такое реализм, надо сначала знать что такое реализм. И что вы вообще имеет ввиду, то есть какого ответа ждете? Автор статьи о  выставке часто  не знает что такое реализм, не знает о чем пишет(то есть пишет не про реализм). И устроители выставки тоже не знают. Обычное дело в наше время - вон что нам тут на днях искусствоведы ГТГ выдали про Малевича - мама не горюй! Начнем с того, что минуя современные постмодернисткие течения реализм глубоко ТРАДИЦИОНЕН(собственно, это не противоречит ПМ). На выставке умудрились представить течения постмодернизма(ПМ), которые невозможно соотнести с традицией(а желательно было бы) и не являющиеся в то же время авангардными. Там не было ни одной работы в реализме. Может быть за исключением  прежних соцреалистических, данных для контраста(как я поняла) и ваших, если они сделаны с натуры. Гиперреализм, фотореализм не являются реализмом, а просто на него немного похожи, это чистой воды постмодернизм. Блохин – это  махровый салон; пытаться его и Улыбина выдать за реалистов, это только реализм позорить. Традиции реализма не показал никто и никто там ей не следует, не развивает. Нет живописи, только пасти разинутые несколько раз(видимо так у них изображается экспрессия реалистично, а другого не придумать). Жалкое зрелище. Прошу простить за личное мнение



                        Название картины "Первый снег"


Ну в общем обычный рыночный прием - слово "РЕАЛИЗМ" использовано для привлечения публики, она ждет и жаждет реализма. На него пойдет. А по факту там правильно  кем-то замечено - это фигуративное изображение(по большей части графика, не живопись даже то, что выполнено красками)

Игорь Пестов Всегда приветствую личное мнение. Традиция никуда не делась. Если она воспитывалась, то уже стала частью личности и бегать от нее смысла не вижу. На самом деле меня не интересует проблемы реализма. Меня интересует та реальность, в которой я живу и которая меня вдохновляет, дает образы, пугает, тревожит. Владение реалистической школой не делает человека художником. Потому что все сложнее в творчестве. Должен произойти собственный сплав знаний и ощущений, синтез и поэзия. Этому не научат, но поможет духовная практика)) Хороший художник пишет новые правила и вырабатывает свою методику работы. Проходят годы и некоторые такие "правила" становятся классикой, "учебником". Но художник должен сам рискнуть и позволить себе делать то, что ему по-настоящему интересно и волнует. Мы можем реализмом назвать все, что отражает реальность. Это не стиль. Фундаментальная философия.

Ольга Несмеянова

Да, в нашей стране принято отрицать реализм как стиль. Но это еще не значит, что его нет

Естественно,реализм как мировоззрение, философия имеет место, притом отдельно от искусства, без него. Можно с этой точки зрения смотреть на искусство и создавать абстрактные картины(что и делал Малевич и о чем как выяснилось не знают наши искусствоведы). А реализм со времен Рембранта и Веласкеса получил определенные границы. Не понимаю, почему это так тревожит? ну не живет и не творит кто-то в этих границах - ну и ладно. Ему хорошо в других, искусство свободно. Не понятно мне зачем называть реализмом то, что им не является? художник реалист не выражает, а ИЗОБРАЖАЕТ, по возможности бесстрастно фиксирует, реальность без искажений и экзотики. Реализм - это обыденность по содержанию, привычное и узнаваемое сразу всеми, ТИПИЧНОЕ как определил Энгельс в свое время и его определения еще никто не отменил(правда могут не знать). На этой выставке все художники старались друг друга и зрителя удивить, шокировать, ошарашить, эпатировать. Такое впечатление, что расчет на тупую или больную психику, которой нужны только грубые и сильные раздражители.




Игорь Пестов выражение и изображение - это как сочинение и изложение. Изображение по факту еще не искусство. Обыденное может стать искусством если образ состоялся

Ольга Несмеянова Естественно. О том и речь, что не всякое изображение искусство. Но бывает, что и случается. В советской школе, если грамотно учили, то обращали внимание на то, как сложно сделать из простого и обыденного искусство. Сейчас это напрочь забыто. Забыто, что катарсис, радость узнавания своего, близкого, родного, пусть и трагического или нерадостного, при встрече с искусством успокаивает, лечит душу, а не травмирует ее.




Потому в наше время изображение бреда, фантазии, душевной раны художника можно назвать  и реализмом. Да чем угодно! Чем выгодно, тем и назовем! Определений нет, границы размыты, не изучаются…Непросвещенная публика все проглотит. Вот в очередной раз народ, привлеченный  и заинтригованный названием выставки и надеющийся встретиться с реализмом наконец пришел,а там все то же современное искусство, та же щука, да под хреном! При этом в России полно художников, подлинных реалистов, но их,  видимо как недостаточно калечащих душу, не принято или не положено продвигать. Можно  встретить откровенные утверждения, что художники-реалисты не принадлежат современному искусству. Потому их в России как бы и нет…



 

Ну и зачем это, в точности повторяющее по форме "Евангельский проект" Дм. Врубеля, представленый несколько лет назад?


Надоело вам современное искусство? Вызывает оно отторжение, неприятие общества –тогда получите реализм! Вы думали, что он другой? Нет, он такой же гадкий и отталкивающий как то самое надоевшее вам до чертиков современное искусство, так что  придется полюбить его какой есть.

Очередная иллюзия по-моему….Публика, общество ждет от художников давно только одного - хватит давить нам на нервы, займитесь наконец творчеством и искусством, чтобы создать вещи, организующие наши души и окружающее пространство. Не так это просто и не каждому дано. А напугать, ошарашить, шокировать, вызвать недоумение, отвращение,гнев, агрессию - этим мы сыты по горло и в жизни


Игорь Пестов: что значит "давить на нервы"? Кто сказал, что искусство должно быть спокойным-покойным? С этим я не согласен. Художник должен быть максимально правдивым. У художника есть право отображать то, что его взволновало. А мы живем в непростое время, "время перемен". Трансформация на всех фронтах жизни. Война, насилие, тупое потребление... снова актуализировалось понятие "свобода", что есть свобода? Бройлеры на вертеле свободные птицы? Как они попали на вертел? Они верили, что полная кормушка и поилка - рай на земле. Что такое "рай" птицефабрики или мясокомбината? Жизнь наполнена болью, это реальность. Другое дело, что выразить это точно и современно мало кому удается. Живопись, картина - это медиасредства. Художник - медиум. Он выражает коллективное бессознательное. Художник работает с подсознанием. Той областью, которая не контролируется разумом и всегда "выстреливает" неожиданно, потому как мы наполнены инстинктивным. Реализм в правде.


Использованы фотографии с выставки, имена художников не указаны намеренно


Выпуск декабрь 2015

Copyright PostKlau © 2015


Категория: Несмеянова Ольга | Добавил: museyra (21.11.2015)
Просмотров: 1012 | Комментарии: 1 | Теги: СоврИск, Визуальное искусство, Несмеянова Ольга | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1  
Есть кто думает .что так называемое * современное искусство "..кого-то удивляет ,возмущает ....Такие люди действительно есть - и это сами эти художники...а так как они бездарные с детства,то естественно очень напористые и деловые..и по всему миру лезут со своими выставками акциями ....настырные они..назойливые . Да ))....Есть ещё часть молодежи ,которая *хочет понять *...молодые люди ,которые тянутся к культуре...модно одеваются..ходят по выставкам, в театры и т.д.
..Тусовщики короче
...а удивляет ТОЛЬКО талант..но разглядеть не просто (..живопись элитарна по своей сути ( манера значения не имеет )

Имя *:
Email *:
Код *: