Главная » Статьи » Визуальное искусство » Несмеянова Ольга

О.Несмеянова. Портрет

Ольга Несмеянова

Главный редактор журнала


                                        Портрет
     (вступительная статья к вернисажу "Портрет")                                  
                                                                     


Для тех, кто хочет как следует узнать и понять все о портрете, можно порекомендовать книгу корифея теории искусства Моисея Кагана "Се человек...". Это текст с одной стороны глубоко научный, с другой - написанный доступно даже для школьника и увлекательно для всех. Портрет - наисложнейший жанр изобразительного искусства, а удачный портрет -  показатель  творческой и профессиональной состоятельности художника. В силу сложности о портрете мало не скажешь

Поэтому по возможности кратко сообщаю, что портрет - это художественное изображение 1)личности 2)человека. Именно личности и именно человека, а это не всегда бывает в совокупности. В своей творческой работе(в выборе стиля, в авторском почерке, линией, пятном, подбором цветовой гаммы для изображение лица, глаз, мимики и т.п.) художник выражает себя как личность и при  помощи этих авторских приемов изображает личность Другого или же не личность, а просто  некое существо, обезличенную тушку (не будем говорить "как животное", но как тело), в случаях когда лицо смазано, ракурс сзади, изображение только отдельных филейных частей тела и т.п весьма, надо сказать, популярные  в наше время формы портрета. В то же время мастерство и талант есть гарантия, что  в таком изображении проявляется настоящее искусство(напр., в вернисаже работа художника Сергея Макеева)

Популярное в последнее время портретирование животных как правило носит произвольный характер, в худ.вузах не преподают пластическую анатомию животного, кошки или коня для полноценного их изображения, потому  эти с позволения сказать портреты  обычно условны, наделены как бог на душу положит эмоциями и чувствами человека: коты и кони любят, улыбаются, удивляются, сердятся и т.п как люди. Хотя всем известно, что например, когда кошка сердится, она не хмурит брови как человек и не таращит глаза, а резко дергает поднятым хвостом из стороны в сторону. Почему в наше время  надуманные романтические эмоции коней или котиков так впечатляет людей? - сие тайна великая есть...Возможно, произошло критическое сближение животного и биологической сущности человека, раз человеку необходимо выражать свои чувства в содержании искусства через животное, чувствовать  себя котом, конем, тёлочкой и т.п. Пример: статья про котоарт Васи Ложкина о непростой жизни котиков. Поэтому, в этом вернисаже мы большой пласт современных портретов животных  пропускаем. Хватит для примера и одной подобной работы, причем достаточно высокого уровня, где автор Владимир Фоканов, инженер из Минска, дает по сути тройной портрет бычка, ослика и младенца Иисуса, взаимодействующих на равных между собой. Любителя кошек в парном  портрете Шаровской-Константиновой тоже нельзя было обойти

То, что мы назвали бы сегодня портретом, но без осмысления и обозначения привычным нам словом, появилось очень давно, в палеолите,  причем первыми были портретные по сути реалистические изображения животных в пещерной графике(люди  при этом давались довольно условно) и отдельных частей тела человека(рука, половые органы, тело без головы или голова условно) в скульптуре. Человек еще не выделяет себя из животного мира как духовное существо. Но с осознанием бога и появлением религий человек резко отделяется от животного и на первое место надолго, на века выступает изображение лица и особенно глаз, вместилища  и зеркала души. Этот поворот настолько глубок, что изображения наделяются магией, а изображены в лицо могут быть  исключительно боги, мифические герои или по крайней мере цари. То есть  в иконе или древней скульптуре  божество, герой мифа, царь были достойны изображения, но не в коем случае не простой человек. 

Разворот к человеку тем не менее происходит. Из чисто утилитарных пока, не эстетических соображений
Здесь можно выделить как протопортрет ритуальную погребальную маску разных народов - гипсовую, каменную или вместо маски изображение лица на доске(фаюмский портрет). Тут уже ставится задача достижения наибольшего внешнего сходства  изображения с умершим, так как было убеждение, что душа, покинувшая мертвое тело, при воскрешении  должна уметь узнать по изображению лица то тело, в котором пребывала при жизни. 

Все очень практично продумано. Если возникла необходимость в передаче сходства изображаемого с натурой, то  люди и стали  замечать индивидуальность и неповторимость каждого лица и передавать их в изображении

Прошу заметить, что  было время, когда сходства не требовалось и вполне достаточно было изображать лицо или  фигуру человека, используя набор правил  иконописного канона или как в античной классике по строгим нормам красоты, так как только красота была достойна изображения(многие так думают и до сих пор). Лопоухие уши, курносый нос, плешивая голова, большой живот не имели права быть изображенными. Однако,патриции Древнего Рима скорее всего за дополнительную плату, сумели обойти этот закон и соблазнить художников на изображение своих далеко несовершенных лиц и фигур, но с большой степенью сходства, чтобы было понятно любому, кто именно способен оплатить или удостоился  гражданской чести быть запечатленным  в мраморе. Таким образом благодаря коррупции и падению нравов Древнего Рима мы имеем целую серию замечательных римских скульптурных практически реалистических портретов эпохи эллинизма(примерно 1 в н.э.)

Изображение узнаваемого лица на погребальной доске или на стене дома(фреска)   уже начинает выполнять роль как эстетическую(доски писались с натуры и заранее, при  жизни, в домах они стояли до смерти владельца именно как портреты и играли роль своеобразного украшения), так и историческую в назидание потомкам, для памяти.
Впоследствии  в Средневековьи вплоть до Возрождения вместе с культом христианской аскезы, отречения от плоти, человек вновь как бы утрачивает интерес к реальной жизни и  к самому себе как особенной личности, портрет практически не развивается. 


Da Vinci Vitruve Luc Viatour.jpg

                              Леонардо да Винчи. Витрувианский человек. 1490


Интерес к личности резко вспыхивает в эпоху Возрождения(итальянского) вместе с возрастанием интереса к радостям земной жизни человека и угасанию религиозных чувств. Собственно, Возрождение это есть процесс возрождения к античности, к личности, к человеку от морока религии
Леонардо да Винчи  ставит человека в центр системы мироздания( вспомнить его рисунок  витрувианского человека). В таких условиях портрет просто необходимо должен был возникнуть  как самостоятельное отдельное художественное явление первым( то есть как жанр, хотя до понятия жанра еще не дошло и в изобразительном искусстве царствует  картина, которая в будущем и разделится на отдельные жанры)                    


Портрет как жанр, получивший привычное нам сегодня название, сложился довольно поздно, в 17 веке, вместе со становлением  других ведущих жанров(натюрморта, пейзажа и совмещающей их жанровой картины) в процессе зарождения реализма как стиля в русле европейского Барокко. Принято считать, что автопортрет Дюрера 1500года условно является первым портретом простого смертного, прочерчивает границу между каноническим условным изображением божества и изображением реального человека(на этом портрете Дюрер  похож на Христа,  но изображение гораздо более сложное, не каноническое, а "человеческое"). 


Dürer - Selbstbildnis im Pelzrock - Alte Pinakothek.jpg
                    Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1500


От этого портрета и отсчитывают  начало жанра, становление которого приходится на весь  16 век, а к началу 17-го портрет становится привычным и массовым.Наблюдается просто взрыв этого жанра, лучшие художники мира пишут гениальные портреты -  имена гигантов всем известны: Рембрандт, Веласкес, Рубенс, Антонис ван Дейк, Франс Хальс и целая плеяда т.н. "малых голландцев" которых только в Эрмитаже более 200 имен. Феноменальное явление, когда вся страна взялась за кисти и делала это гениально, а слово "портретирование" применялось к изображению чего угодно - можно было портретировать не только человека, но и стул, бычка,петуха, отдельно стоящее дерево, здание и т.п. 


Wolf-Hound
                             Поттер Паулюс. Собака-волк. 1650(Эрмитаж)


Дальнейшее развитие портрета идет в становлении реалистической традиции и академической школы, достигая пика к концу 19 века и началу процессов модернизма как в искусстве, так и в обществе

Вкратце, эти процессы модернизма и привели портрет как жанр искусства к состоянию глубокого кризиса, в котором он пребывает и сейчас. Кризис портрета гораздо глубже кризиса других жанров и говорит, несомненно, о кризисе личности в наше время, который выражается в утрате интереса к личности( а значит  и к лицу, глазам, душе) на фоне возрастания интереса к тому, что "ниже пояса", а в связи с этим и с появлением как портрета ниже пояса, так и культуры в целом ниже плинтуса

Кризис портрета выражается в первую очередь в  потере его позиций в связи с появлением фото. Нужда в специфических способностях и большом таланте с целью добиться сходства в изображении отпала. Зачем труды и большие деньги, если есть фото, а также необременённый  трудами позирования  портрет, срисованный с фото. Даже, когда  выдающаяся особа для статуса заказывает сегодня портрет профессиональному художнику, то  нередко произведение грешит пошлостью и сделано не с натуры. Примеров тьмы. Посмотрите сами, например,  портреты всем известного раскрученного Никаса Сафронова(не хочу его рекламировать лишний раз, помещая в статью изображения его работ). К тому же  как правило портрет  по фото есть салонное ремесло на продажу, культтовар, а не искусство.

По-настоящему художественный портрет встречается не часто. Признаком художественности может служить пригодность его не только для удовольствия и тщеславия хозяина, а и для организации, оформления стороннего пространства стены, где обычно  и употребляются картины. Хотя трудно представить, чтобы сейчас кто-то украшал помещение портретом чужого человека, что говорит об утрате портретом эстетических позиций и художественного статуса 

Боги, герои мифов и ангелы по-прежнему в чести у художников, но отношение  к ним как правило в наше время непафосное, ироничное(в данном вернисаже А.Шустов, М.Верхоланцев, В.Фоканов). 



                      Наталия Шкурко. Умный, красивый, добрый. 2016


Потретирование животных  снова процветает, но на каком-то мимишно-уродливом витке в виде китча, подтверждая, что история повторяется как фарс. Интерес к портретам животных в наше время значительно выше, чем к портрету человека  - что говорит о снижении морального порога, перенесении морали, душевных проявлений с человека на животное. Человек на портрете зачастую теряет лицо, его нет,  портретом можно чисто условно считать изображение пятой точки во все полотно, одних губ или женских-мужских половых органов. Появляются портреты(т.е. единичные, обособленые изображения) вещей, стульев, обуви и т.п.




                            Андрей Илларионов. Ода кеду. 2017


Это все очень печально и наводит на грустные мысли об угасании этого жанра. Хотя можно убедиться, что подборка картин в вернисаже выглядит вполне оптимистично и достойно  в плане художественного уровня


Вернисажи портретов в журнале "PostKlau"







Выпуск февраль 2017


Copyright PostKlau © 2017


Категория: Несмеянова Ольга | Добавил: museyra (08.01.2017)
Просмотров: 386 | Теги: Визуальное искусство, Несмеянова Ольга | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: