Главная » Статьи » Визуальное искусство » Несмеянова Ольга |
Ольга НесмеяноваГлавный редактор журнала Постмодернизм в искусствеДавно замечено: человек не способен изнутри оценить время, в котором живет, состояние общества, стиль жизни и искусства. Только спустя время, с расстояния точки обозримости можно осознать и поведать «о времени и о себе». «Внутри времени» вряд ли Леонардо да Винчи осознавал себя титаном Возрождения, а человек эпохи Барокко не знал, что живет во времена величайшего мирового стиля. Само-то это слово и название стиля пришло 200 с лишним лет спустя барочных будней. Постмодернизм (от фр. Postmodernisme, т.е. то, что после модернизма) — термин, обозначающий структурно сходные явления в мировой общественной жизни и культуре второй половины ХХ века: он употребляется как для характеристики постнеклассического типа философствования, так и для комплекса стилей в художественном искусстве. Постмодернизм означал отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям. Впоследствии происходит расширение содержания этого понятия с первоначально узкого определения новых тенденций в американской архитектуре и нового течения во французской философии (Ж.Деррида, Ж.-Ф.Лиотар) до определения, охватывающего начавшиеся в 60-70 годы процессы во всех областях культуры, включая феминистское и антирасистское движения Данный текст поначалу был написан в помощь студентам вузов, чтобы помочь разобраться и составить системное представление о сложном и практически не структурированном в учебниках материале. Типология и систематизация – мои собственные, как результат изучения специальной литературы и наблюдения явлений жизни и искусства. Впоследствии этот текст был положен в основу статьи «Постмодернизм» в Википедии, где и находится по сей день, возможно «исправленный» и подпорченный другими авторами, поскольку Википедия – это открытый проект и все зарегистрированные авторы в ней могут писать и править любую статью. Иногда это делается не из добрых побуждений В текст, приведенный ниже, положен оригинал этой статьи В настоящее время можно сказать, что мы существуем в обществе состоявшегося постмодернизма. Его проявления пронизывают буквально все структуры нашей жизни, общества, культурные зоны и слои. Можно говорить о состоянии постмодерна не только общества, но и науки, философии, искусства, массовой культуры. Тип мышления человека постмодернизма характеризуется как постнеклассический и сильно отличается от классического мышления человека конца 19- начала 20 века,т.е. эпохи «ДОмодернизма», если можно так выразиться. Это значит что мы все видим иначе, в ином свете, с позиций иных моральных оценок, чем было прежде. И то, что человек и вместе с ним искусство стало другим – очевидность, не требующая дополнительных доказательств. Уже можно говорить о том, что в постмодернизме сложился стиль искусства со своими типологическими признаками. Вот эти признаки стиля: • использование готовых форм - основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (всё равно, палеолитического ли, позднеавангардистского ли). При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала»(В. Брайнин-Пассек). ![]() Йозеф Бойс. Рояль в войлоке Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, римейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений, добавившаяся в конце 80-90-х годов к этим характеристическим чертам «новая сентиментальность», — вот содержание искусства эпохи постмодерна. По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся с целью восполнить недостаток собственного содержания. Эффектная «металлическая графика» Дмитрия Гутова, где рисунки Рембрандта воспроизведены сваркой железных отходов и в зависимости от ракурса смотрятся абстракцией, Йозеф Бойс и его рояль, укутанный в войлок (к слову, он в своих акциях заворачивал в войлок стулья, кресла, рояли, сам закутывался в него и обкладывался салом), звуки современной электронной музыки, представляющей из себя сплошной поток соединённых между собой так называемыми «ди-джейскими сводками» [смиксованных] готовых музыкальных фрагментов, композиции Луизы Буржуа из стульев и дверных полотен, Ленин и проститутка(вариант — Ленин и Микки-Маус) в произведении соц-арта — все это типичные проявления повседневной реальности постмодернистского дискурса. ![]() Дмитрий Гутов. Из цикла «Рисунки Рембрандта». Этюд мужчины в тюрбане Таким странным образом постмодерн демонстрирует свою крайнюю традиционность и противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда. «Художник наших дней—это не производитель, а апроприатор… со времен Дюшана мы знаем, что современный художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте… Культурная инновация осуществляется сегодня как приспособление культурной традиции к новым жизненным обстоятельствам, новым технологиям презентации и дистрибуции, или новым стереотипам восприятия» (Б. Гройс). Эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми постулаты о том, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму» (Ортега-и-Гассет) — демонстрацией в нынешнем искусстве эклектики любых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация — все это не просто термины современного искусства, но его сущность» (Ж. Бодрийяр). При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается из естественного окружения или контекста, и помещается в новую или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая
Замечу в скобках, что «маргинальность» в данном контексте не ругательство и не отрицательная оценка, а официальный безоценочный культурологический термин, обозначающий оторванность человека или объекта от его естественного окружения и помещённость в новую среду. Таким образом, маргиналами являются, к примеру, деревенские жители в современном мегаполисе; люди, живущие в смешанном браке; представители старшего поколения с «молодой душой»; женщина-мать с ориентацией на карьеру; бисексуалы и т. д.). Исследователь маргинальности Э. Стоунквист еще в 30-е годы прошлого века заметил, что в результате перехода из одной культурной ниши в другую формируются «культурные гибриды», которые объективно оказываются в ситуации периферийности, вторичности по отношению к обеим культурам. Эти вышеназванные свойства позволяют некоторым исследователям ставить знак равенства между постмодернизмом и китчем. Трудно согласиться с такой радикальной интерпретацией. Китч, как стилистическая основа массовой культуры, мэйнстрима, безусловно заимствует, но не из лона мировой традиции и классики, а фактически из самого себя, опираясь при этом исключительно на сиюминутную массовую моду. Кроме того, в китче подражание высокой культуре (без использования при этом ее достижений и духовного потенциала) носит принципиально серьёзный, можно сказать, пафосный и высокопарный характер, несомненно придающий китчу явный налёт пошлости (являющейся его неотъемлемым стилистическим признаком). Постмодерн в общем и целом не признает пафоса, он иронизирует над окружающим миром или над самим собой, тем самым спасая себя от пошлости и оправдывая свою исконную вторичность.
Отмечаются аналогии постмодернизма не только с массовой культурой и китчем. Гораздо более обосновано заметное в постмодернизме повторение эксперимента соцреализма, который доказал плодотворность использования, синтеза опыта лучшей мировой художественной традиции. Таким образом, постмодерн наследует
![]() Леонид Пурыгин. На кладбище
Вот, например, работы российской художницы Анны Шубиной. По ее собственному мнению ее авторская форма это сплав стилей Питера Брейгеля, Роджера Ван дер Вейдена и Леонида Пурыгина, ее первого мужа – можно сказать «классика» постмодернизма, работы которого могут быть представлены как самостоятельный пример явления постмодернизма в изобразительном искусстве. Этот сплав стилей, как мировых, так и личных, заимствование, сращение различных манер самых разных как художников прошлого, так и современных очень характерен, можно сказать типичен, встречается сегодня постоянно, повсеместно, это просто способ мышления современного художника. Можно сказать, что любой художник, работающий в современной манере представляет как свое новое нечто такое, что «срослось» из всевозможных традиций прошлого и существующего настоящего. Все это, в том числе и массовость проявлений говорит за то, что в постмодернизме сложился новый стиль искусства ![]() Анна Шубина. Натюрморт с лошадью в окне В настоящее время постмодернизм рассматривается как новый художественный стиль, отличающийся от авангарда возвратом к красоте вторичной реальности, повествовательности, обращением к сюжету, мелодии, гармонии вторичных форм. «Для того, чтобы вторичность формы воспринималась как новизна, указывает Б.Гройс, в современном состоянии искусства скрыта заинтересованность в культивации дилетантизма потенциального зрителя (точнее было бы сказать, потребителя артпродукции). Не имеющий представления о формах прежнего искусства ( по его выражению – собственного «культурного архива» в голове), неискушённый потребитель воспринимает современную художественную продукцию как новую для себя и волнительную, вследствие чего отпадает необходимость в поиске действительно нового: «Современное искусство обращается с художественным наследием в целом, как Дюшан с писсуаром: оно помещает это наследие в другие условия, чтобы привлечь новую публику к старому продукту» (Б. Гройс). Между тем, критика постмодернизма носит тотальный характер (несмотря на то, что постмодернизм отрицает любую тотальность) и принадлежит как сторонникам современного искусства, так и его неприятелям. Уже заявлено о смерти постмодернизма (подобные эпатирующие высказывания после Р. Барта, провозгласившего «смерть Автора», постепенно принимают вид расхожего штампа), постмодернизм получил характеристику культуры second hand. Принято считать, что в постмодерне нет ничего нового (Гройс), это культура без собственного содержания (Кривцун) и потому использующая как строительный материал все какие угодно предшествующие наработки (Брайнин-Пассек), а значит синтетическая и больше всего по структуре похожая на соцреализм (Эпштейн) и, следовательно, глубоко традиционная, исходящая из положения, что "искусство всегда одно, меняются лишь отдельные приемы и средства выражения” (Турчин). Принимая во многом обоснованную критику такого культурного феномена, как постмодернизм, хочется обратить внимание на его бесспорные обнадеживающие качества. Постмодернизм реабилитирует предшествующую художественную традицию, а вместе с этим и реализм, академизм, классику, активно шельмуемые на протяжении всего ХХ века и представляет зрителю новую фигуративность. Постмодернизм доказывает свою жизненность, помогая воссоединению прошлого культуры с ее настоящим. Отрицая шовинизм и нигилизм авангарда, разнообразие форм, используемых постмодернизмом, подтверждает его готовность к общению, диалогу, к достижению консенсуса с любой культурой, и отрицает любую тотальность в искусстве, что несомненно должно улучшить психологический и творческий климат в обществе и будет способствовать развитию адекватных эпохе форм искусства, благодаря которым «…станут видимы и далекие созвездия будущих культур» (Ф.Ницше) | |
Просмотров: 4752 | Комментарии: 49 | | |
Всего комментариев: 2 | ||
| ||