Главная » Статьи » Визуальное искусство » Несмеянова Ольга

Ольга Несмеянова. Прямоугольный предок Черного Квадрата
Ольга Несмеянова

Главный редактор журнала


              Прямоугольный предок Черного Квадрата


                                                        Роберт Фладд, «Великая тьма», 1617 г.


Найден благородный предок ЧК Малевича. В 17 веке в Европе боль­шой известностью пользовал­ся член тайного общества ро­зенкрейцеров, философ, маг и алхимик Роберт Фладд. Как у всякого порядочного мысли­теля, у него была своя теория возникновения мира. И чтобы проиллюстрировать ее, он нарисовал шесть рисунков, отражающих процесс разви­тия космоса от первозданно­го хаоса до появления живой материи.

Так вот, на первом из них- "Великая тьма" -был изображен черный пря­моугольник, со всех сторон ограниченный белыми поля­ми, на которых Фладд написал по-латыни: "И так до беско­нечности".



Во избежание  кривотолков, ажиотажа,очередного радостного потирания ручек разными невежами  поясняю.

Все правильно. На первый взгляд практически Малевич, хотя уже и много раз растолковывали что прямоугольник - это не то, большая сущностная разница с квадратом. Но не это главное. А главное то, что берущиеся рассуждать об искусстве забывают или не знают простую, но основополагающую вещь. В современном искусстве, которое и пошло от Малевича и его идей, что признано и всем миром, первую роль играет КОНТЕКСТ! слово это запомните: 

                                        Контекст

 То есть важно не то, что тут ЧК, а то, что это СХЕМА, иллюстрация, автор его не позиционировал как произведение искусства и на выставку в музей не тащил - то есть не помещал в нужный для искусства контекст. Но и контекст - это не простое механическое помещение предмета в музей, а создание кроме того вокруг него специально организованной среды, пространства. Вообще, надо знать, что организация пространства - это основная функция предмета искусства. Его содержание, смыслы, ассоциации, то как красиво нарисовано или дорого стоит вообще не относится  к изобразительному искусству, но к другим культурным областям, напр. к литературе или торговле. Так например, ведро с водой и тряпкой, принесенное уборщицей в зал музея для уборки не являются предметом искусства. Помещенное на постамент, выделенное из среды каким-либо другим неутилитарным образом ведро уже дает право задуматься, а не искусство ли тут представлено?

Кроме того, все случайные совпадения изображений геометрических фигур, в том числе и представленное здесь, имеющее при этом чисто утилитарный смысл раскрытия содержания текста, то есть являющееся иллюстрацией не имеет в себе сложных задач,  в то время как ЧК Малевича одной из грандиозных задач в себе имеет постановку вопроса о границах искусства. Когда любой человек, даже полный дилетант понимает, что художник провоцирует его задуматься, дать ответ, что является искусством, а что нет; где границы искусства, за которыми оно кончается и начинаются другие области культуры - дизайн, геометрия или просто розыгрыш? И при этом такой важный вопрос поставлен перед человечеством с гениальной простотой и изяществом, простым изображением черного квадрата на белом фоне. Дорогой читатель! когда ты  сможешь сделать что-либо так же гениально и изящно, глубоко,но просто, то и ты прославишься также, как Малевич на весь мир. Можешь не сомневаться...

Значит мы опять видим в приведенной здесь иллюстрации Фладда  совпадение(ну примерно такое же как сходство кабачка с артиллерийским снарядом - оно не делает кабачок ни опасным, ни оружием) и никаким образом это сходство, совпадение Малевича не умаляет и не касается. Музей где выставлен предмет - это контекст, делающий из банального предмета искусство. Если к примеру вы в садовую бочку набираете воду, то это предмет быта. Если ее поставить в том же виде в музее - это инсталляция, предмет искусства. Ну писсуар Дюшана вспомните наконец. Эх, народ...


Выпуск  март 2016


Copyright PostKlau © 2016

Категория: Несмеянова Ольга | Добавил: museyra (25.01.2016)
Просмотров: 313 | Теги: Визуальное искусство, Несмеянова Ольга | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: