Главная » Статьи » От редакции » С. Заграевский

С.Заграевский. 365 размышлений о человеке и человечестве(3)

Сергей Заграевский

академик, профессор, художник, заслуженный работник культуры России



365 РАЗМЫШЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ(2)

Часть 1 Часть 2



 

IV. О нашей эпохе

 

162.    Сколько людей, столько и мировоззрений. А мнений по каждому конкретному вопросу еще больше. И все же из этих мнений так же складывается некий здравый смысл эпохи, как из миллиардов людей – человечество.

 

163.    Эпохи несравненно длиннее человеческих судеб. И хотя мы и замечаем многие изменения в жизни человечества, но их истинный масштаб можно будет оценить только через сотни лет. Поэтому любые наши оценки глобальных мировых процессов современности могут оказаться правильными лишь случайно.

 

164.    Мало кто хочет прочесть и переосмыслить даже опыт собственной жизни. Неудивительно, что еще меньше людей готовы думать о судьбах своей страны и эпохи.

 

165.    Современный человек, как это ни парадоксально, более управляем психологически, чем средневековый. Последнего надо было манить раем и запугивать адом, пытками и казнями, а современному через средства массовой информации можно внушить практически все, что потребуется.

 

166.    Жизнь в эпоху неограниченного доступа к информации дает иммунитет против тоталитаризма (человека трудно поработить), но делает людей более восприимчивыми к конформизму (человек стремится быть таким, как все).

 

167.    По идее, исторические науки и коллективная народная память должны служить потомкам предостережением, чтобы они не повторяли ошибок и преступлений предков. Но в информационную эпоху эти предостережения захлестывает мутный поток самой разнообразной второстепенной информации.

 

168.    Несмотря на то, что люди получают все больше и больше информации, они все меньше и меньше задумываются о глобальных вопросах бытия и все менее и менее способны на искреннее раскаяние. Это такой же парадокс, как обострение межнациональной и религиозной розни в эпоху глобализации.


 

                     С. Заграевский. В лунном сияньи снег серебрится... 2013


169.    По мере того, как нарастает темп жизни, нарастает и ценность мгновения. Многие этого не понимают и живут как в замедленной съемке.

 

170.    Тоталитарные режимы пытаются уподобить людей щепкам, плывущим по заданному ими течению. В информационную эпоху люди тоже уподобляются щепкам, только плывущим неизвестно куда в бескрайнем море. Наверно, это тоже не очень хорошо для человека, но в море хотя бы есть шанс найти свое, а не чужое течение.

 

171.    Неограниченный доступ к информации подразумевает и неограниченное право на отказ от нее в любой момент – хотя бы для того, чтобы спокойно все обдумать.

 

172.    Чем более развито общество, тем ниже в нем уровень бытовой и государственной агрессии. Общедоступность и разнообразие информации позитивно влияют на развитие общества, и в этом плане наступление информационной эпохи можно только приветствовать.

 

173.    Люди, потерявшие свое «я» в потоке текущих мелких дел, делятся на две категории. Одни как бы погружаются в оцепенение и живут с несбыточной надеждой, что когда-нибудь в будущем им удастся «найти себя» и восстановить все свои ценности в первоначальной форме. Другие считают, что необходимо получить от жизни все возможные удовольствия, доступ к которым информационная эпоха открывает очень широкий. Эти люди стараются ни за что не отвечать, и исчезают вместе с кратким мигом, в котором проходит их жизнь.

 

174.    Наша цивилизация куда меньше рискует погибнуть от какого-нибудь гигантского метеорита, чем от «ядерной кнопки», оказавшейся в руках диктатора, для которого гибель всего человечества предпочтительнее гибели созданной им политической системы.

 

175.    В информационную эпоху сохранение чувства личности оказывается для человека непростым делом. Индивидуализм, пусть даже основанный на принципе «спасайся, кто может», – не такая проблема, как растворение личности в потоке разнообразной, но мутной и неструктурированной информации.

 

176.    Интернет-пользователи делятся на два типа. Первые используют огромные возможности Интернета для получения информации, необходимой в реальной жизни. Вторые с головой погружаются в виртуальный мир и теряют адекватность в реальном. Как эти вторые потом дорого за это платят!

 

177.    Информационная эпоха, в которую мы живем, – эпоха открытости, но эта открытость не должна порождать вседозволенность.

 

178.    Зеркало современного общества – американская фраза «If you are so clever, show me your money» («Если ты такой умный, покажи мне свои деньги»). Хотелось бы верить, что это зеркало кривое…

 

179.    Может показаться, что Интернет создает уникальную возможность образования для тех, кто не любит учиться по книгам. Но на самом деле те, кто не любит читать книги, и в Интернете не научатся ничему, кроме оперативного получения информации по мелким бытовым вопросам.

 

180.    Многие современные люди испытывают недоверие практически ко всему, что не связано с заработком денег. Во всем том, что с этим заработком связано, они тоже постоянно видят подвох – такова специфика любого предпринимательства. В итоге такие люди становятся все суше и расчетливее, а их жизнь – скучнее и скучнее.


                       С. Заграевский. Лесное озеро. 1989

 

181.    Нельзя забывать, что наша эпоха уникальна не только благодаря информационным и компьютерным технологиям. Она в корне отличается от предыдущих эпох тем, что накопленного на Земле ядерного оружия достаточно, чтобы уничтожить человечество.

 

182.    В информационную эпоху, открывающую самый широкий доступ к знаниям, как никогда актуальным становится старинное правило: не тот глуп, кто чего-то не знает, а тот, кто не хочет знать.

 

183.    Успехи в изучении Вселенной и распространение ядерного оружия заставляют философов излечиться от «болезни геоцентризма» – возведения человечества в ранг единственной и априорно бессмертной цивилизации.

 

184.    Все мы – дети своей страны и своей эпохи. Это клеймо не вытравить ничем.

 

VI. О вечных ценностях

 

185.    Человек отвечает за все в этом мире.

 

186.    Наша личность не является созданием ни случайности, ни предопределенности. Ее основа – воля к противостоянию внешним обстоятельствам и преобразованию мира вокруг нас.

 

187.    Бывает страшно понимать, как ничтожны наши способности и кратковременна наша земная жизнь перед лицом бесконечной Вселенной. Поневоле задумываешься о том, что, не зная об этой бесконечности, жить было бы проще. Но не будем уподобляться тем, кто ищет спасения в невежестве, к тому же знание об этой бесконечности из наших умов уже не вычеркнешь.

 

188.    Некоторые говорят, что не верят в себя, потому что верят в Бога. Некоторые – что не верят в Бога, потому что верят в себя. Но никто не мешает нам верить и в Бога, и в себя.

 

189.    Как известно, нельзя объять необъятное. Но в течение всей своей истории человечество пытается это делать, и в этом залог его развития.

 

190.    Человек – не механизм, и даже если мы очень хорошо его знаем, вплоть до мельчайших подробностей его мышления и психики, мы все равно не можем однозначно предсказать его будущее поведение.

 

191.    То, что любой человек воспринимает развитие как движение вверх, а деградацию – как движение вниз, отражает великое стремление человечества от Земли во Вселенную – вопреки земному притяжению.


 

                              С.Заграевский. Вулкан. 1998


192.    Те, кто отрицает бытие Бога, обычно базируются на том, что существование материального мира доказывается совокупностью наших физических ощущений, а существование Бога таким способом доказать на сегодняшний день невозможно. Но на самом деле такая позиция – не более чем спекуляция на житейском здравом смысле: дело в том, что совокупность физических ощущений не является строгим доказательством существования материи. Физические ощущения часто являются обманчивыми – бред, галлюцинации, да и просто ошибки восприятия…

 

193.    Видимо, человечество действительно испытывает потребность в бесконечности и чуде, если не чувствует себя спокойно в своем привычном земном мире и все время стремится куда-то вовне – и не только мысленно, но и физически.

 

194.    Невозможно доказать логически, что окружающий мир не является иллюзией каждого из нас. И нам остается только довериться своему инстинкту, говорящему о реальности мира.

 

195.    Некоторые считают, что жить сегодняшним днем и не задумываться о глобальных проблемах человеческого существования спокойнее и удобнее. Но на самом деле даже с позиций обыденного здравого смысла необходимо хоть немного, но задумываться о завтрашнем дне, а это волей-неволей подводит к мыслям о глобальных вопросах бытия.

 

196.    Можно ли в целях духовного самосовершенствования отказываться от общения с окружающими, уединяться в познании Бога, уходить от мира? После того, как мир столько сделал для нашего воспитания и образования, дал нам жизненный опыт и хотя бы минимальные материальные блага для поддержания жизни, – это было бы несправедливо по отношению к нему.

 

197.    Тому, кто считает, что мы – ничтожные козявки, живущие одно мгновение и летящие на крошечном шарике под названием «Земля» сквозь чуждую и непостижимую Вселенную, – логически что-либо объяснить невозможно. Можно лишь сказать: если человеку хочется считать себя козявкой – это его право, но на какое убогое существование он себя обрекает!

 

198.    Если мы теряем равновесие, надо на что-нибудь опереться, чтобы не упасть. Если это происходит с нашей душой, то опору приходится искать и в прошлом, и в будущем, и в вечных ценностях.

 

199.    Материальный мир устроен так, что выгода для одного часто оказывается ущербом для другого. И только в духовной жизни это исключено.

 

200.    Утверждение, что вера в Бога возникает там, где человек сталкивается с неизвестными природными явлениями, верно лишь отчасти. Если даже человечество когда-нибудь полностью познает все физические и химические процессы, благодаря которым возник и существует мир, то вера у людей не исчезнет: у нас все равно останется самая главная загадка – наша душа с ее бесконечными богатствами.

 

201.    Главная задача философии – указать человеку, как прожить жизнь наиболее достойно. Во всех остальных случаях философия является лишь гимнастикой ума.

 

202.    Как бы далеко мы ни заходили в философских изысках, почти у каждого из нас есть паспорт, свидетельство о каком-либо образовании, одежда, обувь, некий набор личных вещей. Мы живем в ту или иную историческую эпоху, в той или иной стране и городе. У каждого из нас есть родственники, друзья, знакомые… Все это не позволяет нашему разуму слишком далеко «улетать от земли».

 

203.    Много философских теорий основано на поведении психически нездоровых людей или подопытных животных. Еще больше – на чертах личности самих философов. «Золотая середина» между этими двумя крайностями встречается очень редко.

 

204.    Наше видение мира – лишь тонкая оболочка шара, внутри и вне которого – бесконечность. Вне нас – бесконечная Вселенная, и столь же бесконечная Вселенная внутри нас.

 

205.    Чудеса убеждают только тех, кто уже верит в их возможность. Все остальные, даже увидев чудо, сочтут его либо фокусом, либо случайным стечением обстоятельств.

 

206.    Общество устроено так, что любая личность должна постоянно сверять себя с другими, находящимися на более высоких ступенях иерархии, и пытаться не отставать от них. Эта бесконечная гонка – основная движущая сила социальной жизни людей. В духовной сфере все иначе: все равны перед вечными ценностями.

 

207.    С точки зрения сегодняшнего дня иллюзией можно объявить даже прогноз погоды на завтра. Поэтому быть идеалистом, верить в Бога, в высшие ценности, – не означает находиться в плену иллюзий.




Продолжение следует...


Выпуск февраль 2016

Copyright PostKlau © 2016

Категория: С. Заграевский | Добавил: museyra (18.01.2016)
Просмотров: 275 | Теги: Заграевский Сергей, От редакции | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: