Главная » Статьи » От редакции » С. Заграевский

С.Заграевский. 365 размышлений о человеке и человечестве(4)

Сергей Заграевский

академик, профессор, художник, заслуженный работник культуры России



365 РАЗМЫШЛЕНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ(4)

Часть 1 Часть 2  Часть 3



VI. О творчестве

 

208.    Говорят, что народ заслуживает своих правителей. В такой же степени он заслуживает своих художников.

 

209.    Если мы имеем дело с подлинным искусством, то его глубина бесконечна, и зритель, читатель или слушатель погружается настолько глубоко, насколько способен. Если же искусство мнимое, то оно пытается подсказывать, насколько надо погружаться и надо ли вообще.

 

210.    Говоря об искусстве, обычно вспоминают ряд священных имен, честь и гордость страны и человечества. Но искусство в каждый текущий момент состоит не только из них. Например, к публике прорывался не только Пушкин, но и Греч, и Булгарин, и Шаликов, и многие другие, чьи имена сейчас известны только профессиональным литературоведам. И в начале XIX века еще далеко не было ясно, кто из них кто.

 

211.    Переменить профессию для настоящего художника так же невозможно, как переменить душу.

 

212.    Может быть, одним из главных мерил искусства является то, насколько велика в нем целительная, а не гипнотизирующая сила.

 

213.    Искусство никому ничего не должно, и требований к нему предъявлять не следует.

 

214.    Я не очень верю в качество читателя в Интернете. Доступность любой информации и вседозволенность расслабляют все интеллектуальные и логические связи в его голове. Его слишком много обманывают, подсовывая суррогаты, которые выдаются за мысль. В итоге его усилия направлены на то, чтобы уклониться от глубокого понимания и скользнуть по поверхности, создав для себя нечто вроде общей картины.


 

215.    Многие называют идеалистами и мечтателями тех, кто верит во что-то высшее и совершенное, будь то Бог, искусство или светлые перспективы развития человечества. Но на самом деле такая вера вполне прагматична, так как если человек считает, что его жизнь каким-то образом связана с высшими целями, ему легче переносить любые невзгоды.

 

216.    Одна из главных слагаемых успеха любого дела – своевременность. Но если цель дела – создание вечных ценностей, то и временной интервал своевременности может быть очень длинным – вплоть до вечности.

 

217.    Каков бы ни был читатель, зритель или слушатель, – он судья для творца, хотя и не в последней инстанции.

 

218.    Большинство голосов коллектива, а тем более мнение народа – не критерий истины в науке и творчестве хотя бы потому, что научное и творческое открытие сделает скорее отдельный человек, чем коллектив, а тем более целый народ.

 

219.    Точного определения искусства нет уже не первую тысячу лет, а значит, скорее всего, и не будет. Нет также мало-мальски четких критериев, чтобы отличить подлинное искусство от мнимого. Говорят, что время покажет, но и оно часто сохраняет предрассудки и кривотолки современников. Может показаться, что любители и коллекционеры искусства играют как на скачках, причем, в отличие от игроков, они так и не узнают, как доскакала их лошадь. Но на самом деле это не так: инструментом оценки может быть интуиция профессиональных искусствоведов, основанная на глубоком знании истории искусства.

 

220.    Гениальность – не более чем хорошая исходная позиция. Только труд, опыт и сила воли могут обратить ее в достойные свершения.

 

221.    Мемуары имеет смысл писать в том возрасте, когда активная жизнь уже в прошлом, но боль от прожитой жизни еще жива. Потом боль утихает и приходит старческая самоуспокоенность. Тогда уже поздно.

 

222.    Почему книг о творческих людях гораздо больше, чем, например, о дворниках? Потому что книги пишут не дворники, а писатели. А придумывать сюжет вокруг собственной биографии гораздо проще, чем вокруг чужой.

 

223.    Чем больше мы скажем или напишем, тем меньше из этого люди запомнят. Но зато тем больше шансов, что они хотя бы услышат нас и не пройдут мимо наших трудов.

 

224.    Нельзя путать искусство и высококлассное ремесленничество, искусство и фокусничество.

 

225.    Источником творчества служит не только любовь, но и зависть, и ревность, и боль, и множество прочих отрицательных эмоций. Но постоянно переживать все эти эмоции – значит обречь себя на жалкое существование. Спасение здесь – память о хотя бы однажды пережитом. Вызывая в себе эту память, мы можем творить.

 

226.    И религия, и искусство находятся в тесной взаимосвязи с путями развития общества, но живут по своим законам, и ни одно государство не может на эти законы повлиять волевым порядком. Система духовных ценностей и в религии, и в искусстве выше любых социальных перемен и потрясений, над ней не властны ни правители, ни правительства. А после крушения коммунистических утопий у религии и искусства вообще не осталось равнозначных альтернатив в духовном мире людей.

 

227. Для подлинного художника смерть – лишь один из фактов биографии.

 

VII. О добре и зле

 

228.    Практически любой нормальный человек чувствует себя лучше, делая добро, и хуже, делая зло. Это вселяет надежду на конечное торжество добра в мире.

 

229.    Если строить ценность собственной личности на непризнании ценности личностей окружающих, то рано или поздно ценность этой «центральной личности» окажется поставленной окружающими под сомнение, причем чаще всего в порядке самозащиты. Неминуемо возникает ситуация вечной войны, многократно повышающая вероятность страданий и гибели этой «центральной личности».

 

230.    Современное общество, где определяющими факторами социальных взаимоотношений являются деньги и власть над себе подобными, неспособно одержать глобальную победу над злом.

 

231.    Реалии сегодняшнего дня говорят о том, что человек, в принципе, может выбрать не только добро, но и зло. Но если человек понимает, что такое добро и что такое зло, то при осознанном выборе вероятность совершения зла снижается.

 

232.    История человечества показывает, что у побежденного добра больше шансов взять реванш, чем у побежденного зла.

 

233.    Пессимизм хотя и бесплоден, но он все же лучше, чем оптимистичная вера в торжество зла.


 

234.    Современному человеку, многоопытному и не склонному преувеличивать силу традиций, необходимо личное понимание того, что в условиях бурного научно-технического прогресса актуальность культурных и нравственных ценностей не уменьшается, а увеличивается. И дать ему это личное понимание – одна из глобальных задач культуры.

 

235.    Зло по-настоящему сильно тогда, когда обыкновенные люди восторгаются им как героизмом.

 

236.    Глобальная победа над злом в мире – это не какое-либо состояние человеческого общества. Просто никто из людей не будет испытывать желание делать зло. А каким при этом будет состояние общества – можно только гадать. Но ясно, что если люди будут продолжать убивать, мучить и обманывать друг друга, а государство – надзирать, чтобы убивали, мучили и обманывали только тех, «кого надо», – о какой победе над злом может идти речь?

 

237.    Если невозможно покарать убийц, негодяев и мошенников по закону, то пусть лучше они процветают в собственных особняках, проживая неправедно заработанные деньги, чем нам иметь в своем распоряжении отряды убийц, негодяев и мошенников для расправы с этими людьми. Нельзя уподобляться им.

 

238.    Бесконечно циничная фраза, растаптывающая достоинство человека: «Мы – лишь сумма пищи, которую употребили». Еще более цинично: «Мы ничего не должны ни Богу, ни человечеству, ни даже своим родителям, потому что не просили нас рожать». Поменьше бы слышать такое вокруг себя…

 

239.    Как можно лечить человека, если он не хочет выздоравливать?.. А если не хочет выздоравливать человечество?

 

240.    Есть множество оттенков добра и зла, как и оттенков черного и белого цветов. Но как при определении того или иного оттенка серого необходимо понимать, что такое черное и белое, так и при любом нравственном выборе необходимо сознательно ориентироваться на добро, а не заниматься самообманом.

 

241.    Ни одна религиозная конфессия не вправе считать себя выше или ниже остальных. Просто у буддистов свой духовный путь, у мусульман – свой, у христиан – свой и т.д., но цель (при добросовестном толковании соответствующих учений) у всех одна и та же – торжество добра. К этой цели ведет множество путей, поэтому религиозной розни не место среди людей, объединенных желанием улучшить жизнь на Земле.

 

242.    Грешно ли обмануть дьявола? Такой вопрос не имеет смысла, потому что дьявола обмануть невозможно.

 

243.    Подставлю ли я левую щеку при ударе по правой (иначе говоря, буду ли придерживаться позиции непротивления злу насилием)? Отвечу так: если будет хоть какая-то возможность, я сделаю все, чтобы не произошло силового конфликта. Более того, если будет шанс сохранить жизнь и человеческое достоинство – подставлю другую щеку, то есть не буду предпринимать никаких ответных действий. Но если этого шанса не будет – придется отвечать ударом на удар. И пусть я знаю, что это грех, – бывают ситуации, когда грех не ответить. Главное, что вероятность насилия при таком подходе многократно снижается.

 

244.    Мало кому дано пронести через жизнь весь колоссальный набор духовных ценностей человечества. Но сохранить в душе хотя бы смутное ощущение их наличия может каждый, и это уже немало. Такое ощущение может уберечь от многих неприглядных поступков.

 

245.    В нашем несовершенном мире зло может позволить себе такую роскошь, как бездействие. Добро позволить себе этого не может.

 

246.    Грех – то, что причиняет окружающим боль и страдания или, как минимум, создает неудобства. Все остальные рассуждения на эту тему только усложняют проблему.

 

247.    «Золотое правило нравственности» – «делайте другим то, что хотите, чтобы другие делали вам» – в теории легко оспорить: может быть, другие хотят не того же, что мы? Но на самом деле мы обычно прекрасно понимаем, чего хотят или не хотят другие, и привлекаем все теории лишь для оправдания наших неприглядных поступков.

 

248.    Идеальная нравственная позиция может на практике выглядеть так: если есть хоть малейшая возможность сделать добро, то ее надо использовать. И чем глубже такая позиция укореняется в каждом конкретном человеке, тем шире он воспринимает пределы этой возможности.

 

VIII. О смысле жизни

 

249.    Жить с убеждением, что твоя жизнь имеет смысл, гораздо легче, чем без такого убеждения.

 

250.    Религия дает человеку понимание смысла его жизни как служения Богу или, как минимум, его пророкам, наместникам и т.п. Но проблема в том, что разные люди веруют по-разному, а то и в разных богов, и смысл тоже получается разным.

 

251.    Если у человека не получается решить для себя вопрос о своем предназначении, то он может хотя бы подумать о правильности выбранного пути среди множества соблазнов, колебаний и ошибок, которые встречаются на каждом шагу. Проделанный путь может ощущаться как судьба, но на самом деле мы постоянно встречаем много развилок, где можно свернуть, избрав совершенно другой путь.

 

252.    Если бы в нашей жизни не было смысла, ни одно дело из тех, которые мы делаем, не имело бы ровным счетом никакого значения.

 

253.    Некоторые философы считают, что существование человека имеет высшую цель в себе самом, и нельзя задавать людям вопрос, для чего они живут. Но все же очень хотелось бы задать этот вопрос убийцам, маньякам, ворам и прочим подобным.

 

254.    Смысл жизни постигается только на личном опыте, переплетаясь с вопросом о назначении человека. Поэтому о нем чаще задумываются в старости, да и то далеко не все, а только те, кто готовится к смерти и пытается оглянуться на прожитую жизнь.

 

255.    Плохо, если человек ради жизни как стихийного процесса утрачивает ощущение ее смысла.

 

256.    Если человек всю жизнь жил только ради самого себя и ничего и никого после себя не оставил, – ни потомства, ни памяти, – можно сказать, что его жизнь прошла впустую. А это все равно, что он вообще не жил.

 

257.    По большому счету, неважно, чем порождены наши положительные или отрицательные качества: продуманными убеждениями или душевными порывами. Все равно и окружающие, и потомки будут судить о нас по нашим делам, а не по тому, какие мысли рождались в нашем мозгу.

 

258.    Человек отличается от животных прежде всего тем, что способен жить не инстинктивно, а задумываясь над смыслом своей жизни и соотнося с ним свои поступки.

 

259.    Если человек считает смыслом своей жизни достижение счастья, вряд ли он будет по-настоящему счастлив. Ведь всякий раз, когда он почувствует себя счастливым, он задаст себе вопрос, на который не найдет ответа: «А что дальше?»

 

260.    То, что наша жизнь имеет смысл, – наша награда за все трудности, утраты, несчастья и, наконец, за смерть.

 

261.    Подмена попыток понять смысл жизни постановкой конкретных целей – возможно, одна из самых страшных болезней человечества. К этой болезни многие так привыкли, что вообще не видят разницы между смыслом и целью.

 

262.    Если бы наша жизнь не имела смысла и мы жили только благодаря инстинкту самосохранения, всем окружающим было бы безразлично, живы мы или уже умерли.

 


263.    Отношение к жизни как к долгу перед Богом, человечеством, страной или семьей хорошо тем, что если уж все равно приходится страдать и терпеть невзгоды, так хоть с чувством исполнения долга.

 

264.    Если представить себе нашу земную жизнь как компьютерную игру, в которой рано или поздно появляется надпись «Game over» («Конец игры»), то что можно уподобить спасительному нажатию кнопки «Save» – «Сохранить»? Только след в истории – как максимум, человечества, а как минимум, своей семьи.

 

265.    Почти все люди способны честно трудиться и вырастить детей. Многие способны оставить после себя научные труды, изобретения или произведения искусства. Во всем этом и есть смысл нашей жизни. А если жизнь имеет смысл, то должна иметь и результат, оценивать который можно так: как мы трудились, каких детей вырастили, какие произведения создали, – таков и результат.

 

IX. О смерти и вечной жизни

 

266.    Необходимо помнить, что смерть может наступить в любой момент (как говорится, на голову может упасть кирпич), и каждый наш поступок может оказаться последним в жизни. Поэтому надо все делать так, будто делаешь в последний раз, – то есть по возможности хорошо. И тогда, когда бы ни пришла смерть, мы сможем с уверенностью сказать, что прожили жизнь не впустую.

 

267.    В отсутствии на Земле вечной жизни есть своя правда. Представим себе, каким тормозом прогресса оказались бы в случае вечной жизни те мнимые авторитеты, от которых у человечества есть шанс избавиться хотя бы в случае их смерти или выхода на пенсию.

 

268.    Закончится ли наша миссия на Земле с нашей смертью, зависит прежде всего от нас.

 

269.    Если человек всю жизнь только и делает, что гоняется за удовольствиями, то он обижается на приход старости и смерти, как ребенок, у которого отобрали игрушку.

 

270.    Чем больше человек может рассказать в ответ на вопрос: «Что ты сделал в жизни?», тем меньше вероятность того, что он закончит свой рассказ словами: «Я все исполнил, что был должен, теперь могу спокойно умереть».

 

271.    Смерть – единственное событие в нашей земной жизни, которое наступает с неизбежностью, и подготовка к ней для того, чтобы ее достойно встретить, – одна из серьезнейших наших задач.

 

272.    Наверно, есть справедливость в том, что никакой философский взгляд на смерть не позволяет нам заглушить наши инстинкты, заставляющие оплакивать мертвецов.

 

273.    Поскольку альтернатив смерти физического тела человечество не знает, бояться ее глупо и бесполезно.

 

274.    Подводя в старости итоги жизни, надо помнить, что эти итоги не окончательны: впереди еще если не Божий суд, то уж точно суд потомства.

 

275.    В мире есть не так уж много людей, способных понять, что неизбежность смерти превращает ее в венец жизни. Все остальные охвачены таким страхом конца, что зачастую верят только во врачей-геронтологов.

 

276.    Если человек живет лишь для того, чтобы поддерживать свою жизнь, это означает лишь то, что он медленно умирает.

 

277.    Смерть нельзя победить, но ее можно обмануть, продолжив себя в трудах и потомстве.

 

278.    Большинство рассуждений о скором конце света порождено примитивным желанием, чтобы «после нас ничего не было». Наверно, многим людям, которые поняли, что ничего не оставили после себя, действительно было бы легче умереть вместе с человечеством.

 

279.    Человека, который понял, что такое смерть, гораздо труднее запугать и поработить. Понять, что такое смерть, – значит найти путь к свободе.

 

280.    Поскольку мы неспособны к вечной жизни на Земле, будем стараться дать вечную жизнь хотя бы своим земным трудам.

 

281.    Я готов признать, что человек вправе рассматривать свою жизнь как капитал, который следует вложить максимально выгодно и с минимальным риском. Вопрос – во что? Как известно, вложения бывают кратковременными и долговременными. И долговременные вложения, хотя и приносят меньше сиюминутной выгоды, но могут «работать» много столетий, если не вечно. И эта выгода уже будет измеряться не в деньгах, а в ценностях, несравненно более весомых, среди которых благодарность потомков – даже не самая большая.

 

282.    Почему бы не существовать такой единице измерения времени, как вечность?

 

283.    Вследствие нашей ограниченности мы не можем знать, существует Бог или нет, но выбрать для себя одну из двух версий мы можем. Получается нечто вроде жребия: «угадал – не угадал». Какую же версию выбрать? Несомненно, существование доброго, всемогущего и справедливого Бога, так как в случае выигрыша мы получаем надежду на бессмертие души, а в случае проигрыша, в сущности, ничего не теряем.

 

284.   Если мы верим в доброго и всемогущего Бога, то не можем не верить в бессмертие души: в противном случае пришлось бы признать, что Бог убивает всех людей в конце их земной жизни. А Бог не убийца.

 

285.    Как велика и безгранична Вселенная по сравнению с нашими возможностями в земной жизни! Для одних понимание этого означает постоянный страх и безнадежность, для других – радость оттого, что возможности нашего познания столь же велики и безграничны, как Вселенная.


Продолжение следует...

Выпуск  март 2016


Copyright PostKlau © 2016

Категория: С. Заграевский | Добавил: museyra (14.02.2016)
Просмотров: 293 | Теги: Заграевский Сергей, От редакции | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: